Рекомендации по составлению индивидуального плана защиты
Рекомендации по составлению индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в СОП
Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках Индивидуального плана защиты прав несовершеннолетнего по форме согласно Приложению 3 Инструкции «О порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» от 28.07.2004 № 47 в редакции постановления Минобразования от 25 июля 2011 г. № 117.
В решении проблем семьи используется не личностно-ориентированный, а семейно-ориентированный подход, который изначально является межведомственным. Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребенка, регулируется Инструкцией №47, (в редакции постановлений МО ОТ 05.05.2007 №30, от 25 июля 2011 г. № 117), Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Законом «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» от 31.05.2003 №200-З.
Индивидуальный план защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (далее – план), предусматривает систему мероприятий, в т. ч. межведомственных:
• прописывается работа всех заинтересованных ведомств и специалистов как непосредственно с несовершеннолетним, так и с его родителями. Ранее этот план содержал лишь мероприятия по работе с ребенком. Последняя колонка плана должна содержать сведения об ответственных за выполнение мероприятий из различных организаций и ведомств, а не только работников учреждения образования.
• план согласовывается с заинтересованными организациями, специалисты которых задействованы в реализации плана. Вторые экземпляры плана, после согласования, отправляются соисполнителям, которые участвуют в его реализации (ИДН, СПЦ, БОНД, ОПНД, служба занятости, УЗ и т.д.).
• план на детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения образования, в обязательном порядке, согласовывается со специалистами СПЦ.
• индивидуальный план защиты и законных интересов несовершеннолетнего составляется на каждого ребенка, проживающего в данной семье.
• мероприятия плана должны быть конкретными и индивидуально ориентированными, понятными для семьи, учитывать объективную ситуацию в семье, возраст и уровень развития ребёнка; все мероприятия плана должны отражать работу с проблемой и причиной попадания ребёнка и его семьи в СОП, носить позитивный характер.
• в графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно».
• в начале плана в графе «Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» необходимо прописывать критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего из Инструкции «О порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (Приложение 1 к Инструкции от 25 июля 2011 г. № 117).
• с мероприятиями плана должны быть ознакомлены (под роспись) все ответственные лица, в т. ч. соисполнители и родители.
• утверждаются планы руководителем учреждения образования в установленный действующим законодательством срок. Для детей, признанных нуждающимися в государственной защите в течение 14 дней с момента изъятия/отобрания ребёнка; для детей, находящихся в социально опасном положении в течение 7 дней с момента признания.
• информация по выполнению индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, заслушивается на заседании Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не менее одного раза в два месяца.
Примечание: на Совет по профилактике приглашаются родители несовершеннолетних, представители организаций-соисполнителей планов, запрашивается письменная информация о выполнении плана.
При составлении плана социальной реабилитации и по мере его реализации специалистами пересматриваются намеченные меры по обеспечению безопасности ребенка и вносятся необходимые коррективы.
• информация по выполнению планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, ежемесячно предоставляется соисполнителями плана в учреждение образования, где находится ребёнок, или (при назначении опеки) в учреждение образования в котором он обучается (воспитывается). Через 3 месяца (промежуточная) и 5 месяцев (итоговая) информация предоставляется в КДН для рассмотрения и принятия решения.
Вспомогательный материал для составления Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в СОП, и их семьям
I. Социально-педагогическая
1. Патронат несовершеннолетнего по месту жительства.
Контроль за условиями проживания несовершеннолетнего.
2. Социальный патронат семьи. Отслеживание динамики изменения семейной ситуации несовершеннолетнего.
3. Проведение цикла бесед и занятий с родителями по вопросам ведения здорового образа жизни и воспитанию ребенка (с конкретным указанием тем).
4. Проведение мероприятий, направленных на формирование морально-нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, трудовых навыков (с учетом годового планирования воспитательной работы в учреждении образования).
5. Интеграция детей и подростков в общество и участие в школьной жизни.
6. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования и другие внешкольные учреждения, кружковую работу в учреждении образования).
7. Организация летнего отдыха и оздоровления детей; содействие в организации санаторного лечения.
8. Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье.
9. Обучение несовершеннолетних финансовой грамотности, привитие гигиеническим навыкам.
10. Профилактические беседы с несовершеннолетними по различной тематике (с названиями тем).
11. Консультации для родителей, в том числе на дому (с конкретным указанием тем).
12. Просвещение семьи по проблемам алкоголизма, разумного планирования бюджета и т.д.
13. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе родительские собрания, утренники и тд.).
14. Проведение совместного патронатного посещения семей со специалистами КДН, ОО, СПЦ и др.
II. Психологическая
1.Консультации для родителей, в том числе на дому (с конкретным указанием тем).
2.Семейное консультирование по темам.
3.Сопровождение процесса развития ребенка, консультации по вопросам, возникающим в процессе развития и обучения (с конкретным указанием тем).
4.Психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации по запросам и тематические).
5. Выработка рекомендаций для педагогов по работе с несовершеннолетними.
6. Выработка рекомендаций для семьи несовершеннолетнего по формированию благоприятного микроклимата.
7. Проведение групповых и индивидуальных практических занятий с элементами тренинга для несовершеннолетних по выявленным проблемам.
8. Коррекция уровня развития и сформированности познавательных процессов через индивидуальную и групповую формы работы.
9. Коррекция эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних (уровень тревожности, агрессии) через индивидуальные и групповые формы работы.
10. Коррекция мотивационной сферы: повышение мотивации в учебной и профессиональной сферах.
11. Коррекция детско-родительских отношений.
Ш. Медицинская
Запрос информации из УЗ по выполнению родителями прав несовершеннолетнего на получение медицинской помощи.
IV. Правовая
1. Консультирование по основным нормативно-правовым документам, регламентирующим работу с неблагополучными семьями.
2. Правовое просвещение родителей по Декрету № 18 «..».
Тематическое консультирование :…
3. Ознакомление родителей с изменениями в законодательстве РБ.
4. Профилактические беседы об ответственности за ненадлежащее воспитание и содержание несовершеннолетних со ссылкой на ст.9.4 КоАП РБ и ст. 80 КоБС РБ.
5. Предоставление правовой информации по интересующим родителей вопросам.
6. Анализ выполнения и корректировка планов на заседании совета профилактики.
7. Правовое просвещение. Ознакомление несовершеннолетних и родителей с законодательством РБ по семейным отношениям, правам ребенка, обязанностям родителей и т.д.
9. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних в ситуациях конфликта с законом, практическая помощь при обращениях в правоохранительные органы или суды.
V. Материальная
1. Консультирование матери несовершеннолетнего по вопросам получения социальной помощи.
2. Оказание адресной материальной и гуманитарной помощи, при её наличии, государственными органами и общественными организациями.
VI. Иной вид помощи
1. Привлечение к совместной работе с семьёй специалистов заинтересованных служб: ОВД, УЗ, ТЦСОН, ЖЭС, центр занятости населения и др.
2. Консультирование родителей и содействие в сборе документов для обращения в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т. ч. адресной социальной помощи), сбор сведений о родственном окружении.
3. Консультирование родителей по вопросам трудоустройства.
4. Предоставление информации о деятельности общественных организаций и медучреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, наркомании, в т.ч. анонимно.
5. Содействие в сборе документов для постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.