Рекомендации по составлению индивидуального плана защиты

Рекомендации по составлению индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в СОП

Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках Индивидуального плана защиты прав несовершеннолетнего по форме согласно Приложению 3 Инструкции «О порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» от 28.07.2004 № 47 в редакции постановления Минобразования от 25 июля 2011 г. № 117.

В решении проблем семьи используется не личностно-ориентированный, а семейно-ориентированный подход, который изначально является межведомственным. Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребенка, регулируется Инструкцией №47, (в редакции постановлений МО ОТ 05.05.2007 №30, от 25 июля 2011 г. № 117), Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Законом «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» от 31.05.2003 №200-З.

Индивидуальный план защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (далее – план), предусматривает систему мероприятий, в т. ч. межведомственных:

• прописывается работа всех заинтересованных ведомств и специалистов как непосредственно с несовершеннолетним, так и с его родителями. Ранее этот план содержал лишь мероприятия по работе с ребенком. Последняя колонка плана должна содержать сведения об ответственных за выполнение мероприятий из различных организаций и ведомств, а не только работников учреждения образования.

• план согласовывается с заинтересованными организациями, специалисты которых задействованы в реализации плана. Вторые экземпляры плана, после согласования, отправляются соисполнителям, которые участвуют в его реализации (ИДН, СПЦ, БОНД, ОПНД, служба занятости, УЗ и т.д.).

• план на детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения образования, в обязательном порядке, согласовывается со специалистами СПЦ.

• индивидуальный план защиты и законных интересов несовершеннолетнего составляется на каждого ребенка, проживающего в данной семье.

• мероприятия плана должны быть конкретными и индивидуально ориентированными, понятными для семьи, учитывать объективную ситуацию в семье, возраст и уровень развития ребёнка; все мероприятия плана должны отражать работу с проблемой и причиной попадания ребёнка и его семьи в СОП, носить позитивный характер.

• в графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно».

• в начале плана в графе «Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» необходимо прописывать критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего из Инструкции «О порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (Приложение 1 к Инструкции от 25 июля 2011 г. № 117).

• с мероприятиями плана должны быть ознакомлены (под роспись) все ответственные лица, в т. ч. соисполнители и родители.

• утверждаются планы руководителем учреждения образования в установленный действующим законодательством срок. Для детей, признанных нуждающимися в государственной защите в течение 14 дней с момента изъятия/отобрания ребёнка; для детей, находящихся в социально опасном положении в течение 7 дней с момента признания.

• информация по выполнению индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, заслушивается на заседании Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не менее одного раза в два месяца.

Примечание: на Совет по профилактике приглашаются родители несовершеннолетних, представители организаций-соисполнителей планов, запрашивается письменная информация о выполнении плана.

При составлении плана социальной реабилитации и по мере его реализации специалистами пересматриваются намеченные меры по обеспечению безопасности ребенка и вносятся необходимые коррективы.

• информация по выполнению планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, ежемесячно предоставляется соисполнителями плана в учреждение образования, где находится ребёнок, или (при назначении опеки) в учреждение образования в котором он обучается (воспитывается). Через 3 месяца (промежуточная) и 5 месяцев (итоговая) информация предоставляется в КДН для рассмотрения и принятия решения.

Вспомогательный материал для составления Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в СОП, и их семьям

I. Социально-педагогическая

1. Патронат несовершеннолетнего по месту жительства.

Контроль за условиями проживания несовершеннолетнего.

2. Социальный патронат семьи. Отслеживание динамики изменения семейной ситуации несовершеннолетнего.

3. Проведение цикла бесед и занятий с родителями по вопросам ведения здорового образа жизни и воспитанию ребенка (с конкретным указанием тем).

4. Проведение мероприятий, направленных на формирование морально-нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, трудовых навыков (с учетом годового планирования воспитательной работы в учреждении образования).

5. Интеграция детей и подростков в общество и участие в школьной жизни.

6. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования и другие внешкольные учреждения, кружковую работу в учреждении образования).

7. Организация летнего отдыха и оздоровления детей; содействие в организации санаторного лечения.

8. Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье.

9. Обучение несовершеннолетних финансовой грамотности, привитие гигиеническим навыкам.

10. Профилактические беседы с несовершеннолетними по различной тематике (с названиями тем).

11. Консультации для родителей, в том числе на дому (с конкретным указанием тем).

12. Просвещение семьи по проблемам алкоголизма, разумного планирования бюджета и т.д.

13. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе родительские собрания, утренники и тд.).

14. Проведение совместного патронатного посещения семей со специалистами КДН, ОО, СПЦ и др.

II. Психологическая

1.Консультации для родителей, в том числе на дому (с конкретным указанием тем).

2.Семейное консультирование по темам.

3.Сопровождение процесса развития ребенка, консультации по вопросам, возникающим в процессе развития и обучения (с конкретным указанием тем).

4.Психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации по запросам и тематические).

5. Выработка рекомендаций для педагогов по работе с несовершеннолетними.

6. Выработка рекомендаций для семьи несовершеннолетнего по формированию благоприятного микроклимата.

7. Проведение групповых и индивидуальных практических занятий с элементами тренинга для несовершеннолетних по выявленным проблемам.

8. Коррекция уровня развития и сформированности познавательных процессов через индивидуальную и групповую формы работы.

9. Коррекция эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних (уровень тревожности, агрессии) через индивидуальные и групповые формы работы.

10. Коррекция мотивационной сферы: повышение мотивации в учебной и профессиональной сферах.

11. Коррекция детско-родительских отношений.

Ш. Медицинская

Запрос информации из УЗ по выполнению родителями прав несовершеннолетнего на получение медицинской помощи.

IV. Правовая

1. Консультирование по основным нормативно-правовым документам, регламентирующим работу с неблагополучными семьями.

2. Правовое просвещение родителей по Декрету № 18 «..».

Тематическое консультирование :…

3. Ознакомление родителей с изменениями в законодательстве РБ.

4. Профилактические беседы об ответственности за ненадлежащее воспитание и содержание несовершеннолетних со ссылкой на ст.9.4 КоАП РБ и ст. 80 КоБС РБ.

5. Предоставление правовой информации по интересующим родителей вопросам.

6. Анализ выполнения и корректировка планов на заседании совета профилактики.

7. Правовое просвещение. Ознакомление несовершеннолетних и родителей с законодательством РБ по семейным отношениям, правам ребенка, обязанностям родителей и т.д.

9. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних в ситуациях конфликта с законом, практическая помощь при обращениях в правоохранительные органы или суды.

V. Материальная

1. Консультирование матери несовершеннолетнего по вопросам получения социальной помощи.

2. Оказание адресной материальной и гуманитарной помощи, при её наличии, государственными органами и общественными организациями.

VI. Иной вид помощи

1. Привлечение к совместной работе с семьёй специалистов заинтересованных служб: ОВД, УЗ, ТЦСОН, ЖЭС, центр занятости населения и др.

2. Консультирование родителей и содействие в сборе документов для обращения в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т. ч. адресной социальной помощи), сбор сведений о родственном окружении.

3. Консультирование родителей по вопросам трудоустройства.

4. Предоставление информации о деятельности общественных организаций и медучреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, наркомании, в т.ч. анонимно.

5. Содействие в сборе документов для постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.