Алгоритм выстраивания отношений с детьми со сложностями в поведении:

Первый шаг - «Не удивляться» (парадигма «Это я видел…», «это бывает в вашем возрасте…» или «К сожалению, люди иногда так поступают, хотя это плохо кончается…»). Назначение шага – снять ореол героя и смельчака, каким кажется себе подросток или ребёнок в момент совершения недостойных действий.

(Воспитатель, увидев, как ученик перевернул тарелку и бросил еду на пол, со скучным и спокойным лицом сказал: «Это мы не раз видели в нашей трудной жизни…»)

Второй шаг – «Поддержать» или «Присоединиться» (парадигма « Я тоже когда-то…» или «Мне тоже когда-то казалось, что это круто…» или «Человек слаб и иногда мы совершаем что-то подобное…»). Благодаря этому шагу сохраняется общее положительное отношение к ребенку окружающих его людей, которое после первой реакции педагога заметно изменилось не в пользу смельчака. (Воспитатель продолжает далее: « Бывает, что люди так рассердятся, что считают виноватыми безвинные предметы. Со мной однажды такое было…)

Третий шаг – «Описать предметный результат содеянного» (парадигма «Как же нам теперь дальше быть..»). Конечно, состояние ребенка в этот момент такое, что его разум не способен на анализ, поэтому ему надо помочь. (Воспитатель размышляет: «Каша, брошенная на пол, уже не каша, а грязь. Здесь теперь не пройти. И кому-то приходится дополнительно убирать…»)

Четвертый шаг - «Аппелировать (обращаться) к разуму субъекта» ( парадигма « Что вы думаете по этому поводу? Или « Что нам всем теперь делать?») Так как для педагога главным является не принудительное правильное поведение, а осознанное отношение, то этот шаг очень важен, хотя именно с него и нельзя было начинать. (Воспитатель смотрит на ребенка: «Я правильно размышляю? Мои опасения ты разделяешь?..» ).

Пятый шаг – «Произвести положительное подкрепление» (парадигма «Приятно иметь дело с понимающими…» или «Сразу видно разумного человека») Хорошо поддержать «героя». (Воспитатель кивает головой: «Вижу, все понимаешь. С такими людьми легко иметь дело…»

Шестой шаг – «Предложить помощь» (парадигма «Помощь нужна?» или «Справишься сам или чем-то помочь?»

Седьмой шаг – «Произвести «Я-сообщение» (парадигма «Я всегда думала, что…» или «Мне всегда хорошо, когда люди могут разрешать проблемы…»).

(Воспитатель выражает общее удовлетворение мимически и говорит: «Всем людям свойственно ошибаться, но главное – понимать ошибочные действия… Я уважаю людей, способных это понять…»).

Семь операций – это шаги навстречу разуму ребенка, оказавшемуся в особом положении и потому неадекватно реагирующему на действительность.

Поднимать «на пьедестал» надо каждого ребенка. Особенно бережно и заботливо это следует делать по отношению к ребенку с осложненным поведением. Необходимо учитывать три аргумента в пользу правомерности безусловной любви к носителю осложненного поведения:

- человек как продукт времени и социальной среды всегда несет на себе ее негативные отпечатки;

- человек слаб и потому не всегда способен противостоять недостойным искушения натуры;

- дети и родители – представители разных поколений, всегда располагаются в поле неразрешимых противоречий.